«Черный монах»

В 1893 году Чехов нашеал рассказ, снискавший слав^У одного из самых загадочных его произведений, — «Черный монах». Споры о ней начались сразу же и продол1-жаются доселе. Но в них одно осталось в стороне — авт­обиографичность. Автобюграфичен он не в смысле пря­мых соответствий, но с тэчки зрения отношения к глав3" ному вопросу, который в нем ставился, — о цене, которая платится за творчество.

Героя рассказа, магистра философии Коврина, боль­шинство критиков очень охотно лишает права не только на исключительность, но даже на какое-либо значение в своей науке, забывая о том, что подобное мнение выска­зывается или в тяжелую минуту женщиной, или им са­мим, и тоже в минуту «покорного, безразличного» на­строения. Наука была — у него многое было в жизни, все то, что звал он перед смертью: «Он звал Таню, звал боль­шой сад с роскошными цветами, обрызганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржаное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, ра­дость...» И в то еще недавнее время он был счастлив.

Но и когда Коврин занимался своей «чудесной нау­кой», «был погружен в свою интересную работу» и обо­стренно воспринимал прекрасное в музыке и природе, — все это давалось ему ценою огромного нервного и физи­ческого напряжения: «В деревне он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь, как в городе. Он много читал и писал, учился итальянскому языку и, когда гулял, с удовольствием думал о том, что скоро опять сядет за работу. Он спал так мало, что все удив­лялись; если нечаянно уснет днем на полчаса, то уже по­том не спит всю ночь и после бессонной ночи, как ни в чем не бывало, чувствует себя бодро и весело». Для здо­ровья это было, конечно, неполезно, и Коврин заболел, у него появились галлюцинации.

Но Коврина вылечили; он стал работать «только два часа в сутки», «пил много молока», пополнел. Теперь он уже не замечал «роскошных цветов», не слышал ше­пота сосен; от всей науки осталась «небольшая компиля­тивная работа»; жизнь его стала вяла, пуста и скучна.

Но не хотим ли мы сказать, что Чехов отвергает нор­мальную, здоровую жизнь? Нет, ибо вопрос ставится иначе. Независимо оттого, как к этому относиться, дело обстоит так: человек творчества должен отдать ему всю жизнь, здоровье, все силы души и тела. Только тогда может получиться что-нибудь значительное. Чехов знал это лучше кого-либо другого. Творческая жизнь — свеча, сжигаемая с двух концов. «Как счастливы Будда и Ма­гомет или Шекспир, что добрые родственники и доктора не лечили их от экстаза и вдохновения! — сказал Ков­рин. — Если бы Магомет принимал от нервов бромистый калий, работал только два часа в сутки и пил молоко, то после этого замечательного человека осталось бы так же мало, как после его собаки».

Если повезет, телесная оболочка может оказаться крепкой, жизнь — долгой. Но так бывает не часто. Одна­ко, говорит рассказ, третьего не дано: или пить молоко, или сжигать жизнь в огне творчества. Сам Чехов выбрал второе.

Биографы Чехова, среди которых уже набралось и немало профессиональных медиков, недоумевают: почему столь квалифицированный врач так долго не мог разгля­деть у себя чахотки, симптомы которой давно наблюдал, почему не лечился, не обращался к специалистам и т. п.

Если собрать все мемуарные свидетельства и много­численные высказывания Чехова в письмах о своей бо­лезни, то становится ясно, что о ней он знал, а все отговор­ки о «желудочном» кашле и отсутствии «совокупности признаков» —лишь для родственников и друзей.

Знал, но считать себя больным не хотел. «Лечение и заботы о своем физическом существовании внушают мне что-то близкое к отвращению. Лечиться я не буду». Как врачу ему было ясно, что лечебный режим туберкулез­ного больного исключает творческую работу — во всяком случае в тех формах непрестанного напряжения, как это было у него. Выбор делался вполне сознательный. И ле­читься он начал только тогда, когда состояние стало ка­тастрофическим.

Врачи рекомендовали жить в Ялте. В сентябре 1898 года он туда выехал и прожил там всю зиму. В ок­тябре умер П. Е. Чехов. «Выскочила главная шестерня из Мелиховского механизма, — писал Чехов, — и мне ка­жется, что для матери и сестры жизнь в Мелихове поте­ряла всякую прелесть».

 
 
Hosted by uCoz