Когда кончались университетские занятия

Когда кончались университетские занятия, плодови­тость и работоспособность начинающего, почти дебютан­та, не уступала продуктивности Чехова — зрелого писателя. С мая до середины августа 1882 года написан­ное им составило целый том — более 200 страниц обыч­ного формата. На самом деле написано было гораздо больше. Из первого пятилетия чеховского творчества до нас не дошло около трех десятков вещей — рассказов, юморесок, водевилей, пародий, публицистических заме­ток, рецензий. Не принятые в журналах, они пропали в недрах редакций или, возвращенные автору, — в недрах семейных чеховских квартир, как и сотни других рукопи­сей писателя.

Среди произведений 1882 года — несколько важных для последующего творчества: «Барыня» — первая по­пытка изображения социальных отношений в деревне; сценка «Сельские эскулапы», предвосхищающая знаме­нитую «Хирургию»; «Он и она» — опыт психологического портрета.

В этом году жизнь Чехова мало была похожа на студенческую и гораздо больше — на жизнь профессио­нального литератора. Тем же летом он, собрав свои ранние рассказы, пытается издать сборник под названием «Шалость», к которому брат Николай сделал талантли­вые иллюстрации. Сборник был набран (сохранились два неполных экземпляра), но в свет не вышел.

Чехов, продолжая печататься в юмористических жур­налах «Зритель» и «Будильник», завязывает отношения с новыми изданиями — «Москва», «Спутник». Осенью начинается его сотрудничество в петербургском журнале «Осколки», который стоит на первом месте по числу напечатанных чеховских вещей.

Интересную и малоизвестную страницу в жизни моло­дого юмориста открывает его сотрудничество в москов­ском журнале «Мирской толк». Этот журнал вместе с журналом «Свет и тени» издавал Н. Л. Пушкарев — один из колоритнейших людей 80-х годов. Он писал сти­хи, драмы, занимался переводами, но его кипучей натуре этого было недостаточно. Он изобрел рыболовную снасть, где впервые применил принцип спиннинга (называл это: «механические удочки-самоловки»), изобрел газовую горелку. И то и другое до сих пор используют во всем мире (не зная, конечно, об авторе). На Лубянке он открыл фотоателье, где постоянно экспериментировал над способами печатания фотоснимков. Все эти предприятия в конце концов его разорили. Он вообще был человеком рисковым: в мае 1881 года в его журнале был помещен рисунок, изображавший перья и чернильницы, составлен­ные так, что получалась виселица. Подпись была: «Наше оружие для решения насущных вопросов». Выпуск жур­нала по распоряжению министра внутренних дел был остановлен на полгода.

В журналах Пушкарева, за исключением Ивана, сотрудничали все братья Чеховы.

Видимо, в конце года был решен вопрос об участии Чехова во вновь организуемом юмористическом отделе, «журнале в журнале» под названием «Винт» («инстру­мент для привинчивания этикетов ко всем медным лбам, звенящим и блестящим в нашем отечестве»). Всем участ­никам отдела присваивались «гаечные» псевдонимы. Чехов тоже получил в первом выпуске «Винта» такие псевдонимы: «Гайка № 6» и «Гайка № 9», — ими были подписаны две известные его юморески. Но трудно пред­ставить, чтобы он ограничился таким участием в «Винте». Скорее можно предположить, что, организуя этот отдел, редактор и рассчитывал прежде всего на хорошо знако­мого ему и талантливого сотрудника.

Действительно, в последующих выпусках «журнала в журнале» находим подписанные неизвестными «гаечными» псевдонимами несколько рассказов и юморесок, по содер­жанию и стилю очень похожих на произведения Чехова, особенно ближайших лет. Один из них, «Мачеха», — остроумная и едкая сатира на цензуру; другой, «Ревни­вый муж и храбрый любовник», — из чиновничьей жизни. Отдел вскоре был запрещен цензурой. Немалую роль в этом сыграли названные рассказы. Сейчас они напечата­ны в самом полном — академическом — собрании сочине­ний Чехова. В том, что их написал молодой Чехов, нас убеждает, в частности, удивительная близость сюжета второго рассказа к сюжетам нескольких других чеховских рассказов этого же года о чиновниках. Они образу­ют своеобразную серию.

Канцелярский служащий Иван Капитоныч, ораторст­вуя в вагоне конки, рассуждает о Бисмарке, Гамбетте, свободе. Но вот он видит своего начальника: «Спина его мгновенно согнулась, лицо моментально прокисло, голос замер, руки опустились по швам, ноги подогнулись» («Двое в одном»); вместо свободолюбивых речей он делает «руки по швам». Другой оратор, губернский се­кретарь Оттягаев, тоже говорит смелые речи — о царя­щих вокруг грабительстве, притеснениях, о страдальцах. Но является начальство. «Заплачем и выпьем, — продол­жал оратор, возвысив голос, — за здоровье нашего на­чальника, покровителя и благодетеля, Ивана Прохорыча Халчадаева. Урааааа!» («Рассказ, которому трудно подобрать название»). Похоже ведет себя «бунтовщик» в рассказе «Депутат, или Повесть о том, как у Дездемо-нова 25 рублей пропало».

О забитых, «почтительных и тихих» чиновниках писа­ли многие. Особенность чеховского разрешения ситуации в том, что герой при виде начальства не только стушевы­вается, робеет, но тотчас же, мгновенно начинает гово­рить и делать нечто совершенно противоположное тому, что собирался за секунду перед тем. В более общем виде эта ситуация встречается в нескольких рассказах Чехова 1882—1885 годов: «Хамелеон», «Братец», «Вверх по лест­нице», «Нарвался». Резче и обобщенней всего эта тема была разработана в рассказе «Толстый и тонкий», осо­бенно во второй его редакции. В первой редакции (1883) толстый оказывается начальником тонкого и распекает его. В редакции же 1886 года мотив служебной подчинен­ности исключен. Мало того, толстому даже не нравится «это чинопочитание». Но тонкий все равно хихикает, льстит и съеживается. Он делает это, как говорится в рассказе, «по рефлексу».

По своей сатирической заостренности такие чеховские рассказы 1882—1883 годов, как «Пережитое», «Случаи mania grandiosa», «На гвозде», «Торжество победителя», «Дочь Альбиона», «Смерть чиновника», выбивались из общего фона юмористических журналов. О рассказе «На гвозде» редактор «Осколков» Лейкин написал свое­му сотруднику А. Чехонте: «Это настоящая сатира. Салтыковым пахнет».

 
 
Hosted by uCoz