Все Антоша делал

Двадцатого октября 1873 года братья Чеховы подали директору Таганрогской гимназии такое прошение: «Же­лая обучаться в ремесленном классе при Тагонрогском уездном училище по ремеслам (из нас: Иван переплетному и Николай и Антон сапожно-портняжному), имеем честь просить покорнейше Ваше высокородие сделать распоря­жение о допущении нас к изучению вышеозначенных ре-меслов, к сему прошению — ученик IV кл. Николай Чехов, ученик IV кл. Антон Чехов, ученик II кл. Иван Чехов».

В ведомостях о выдаче выполненных работ в 1874 го­ду записано: «18 марта. Антону Чехову — триковый жи­лет из его материала, им же сделанный». Это были, ви­димо, те самые «неожиданного цвета брюки», которые на всю жизнь запомнил будущий артист МХТ, однокашник Чехова, А. Я. Вишневский.

Когда говорят, что Чехов получил демократическое (в 30-х годах писали: «трудовое») воспитание, то имеют в ви­ду работу в лавке или портняжный эпизод. Но и то и другое все же было ремесло, дело, дающее реальные результаты. И не в этом было отличие детства будущего изобразителя будничной жизни от детства других русских писателей.

С самых ранних лет Чехов был погружен в быт. Хо­зяйство целиком вела Евгения Яковлевна. Помогали де­ти, чаще всего Антон, — как самый безотказный. «Куда послать, что поручить — все Антоша делал», — вспоми­нала его тетка М. И. Морозова. Он ходил на базар за провизией (что в мало-мальски обеспеченных, даже ме­щанских семьях было делом кухарки), убирал квартиру, заправлял керосином лампы, носил воду, даже белил комнаты, сам стирал себе воротнички для гимназической формы. Вряд ли кому из больших русских писателей, включая шестидесятников, поповских детей, — до Горь­кого— приходилось заниматься этим с детства. Когда Бунин для учебы в гимназии должен был уехать из ни­щего родительского имения и поселиться в Орле на хле­бах у старообрядца-мещанина, где он «сам должен был чистить свое платье и башмаки и стелить свою постель», это показалось ему верхом униженья.

Тяжесть такого быта — в утомительном однообразии, бессмысленной повторяемости домашних дел, которые на другой день в том же количестве набегают снова, в их отуп­ляющей нескончаемости, что особенно тяжко для юного сознания, которое заполняется этим целиком. Но не только для юного — потом Чехов покажет, как при постоянном контакте с недуховным, при отсутствии внутреннего сопро­тивления человек погружается в «бытовое» полностью, как мир духовный целиком замещается миром вещно-бытовым. Эта ситуация была понята Чеховым не наблюдательски, но осознана и почувствована изнутри.

 
 
Hosted by uCoz