Имение Мелихово

Имение Мелихово было куплено с рассрочкой долга на несколько лет и выплатами по закладной; это всерьез беспокоило Чехова: «Пока я жив [...], долги будут казаться игрушкой [...], ну а вдруг я уйду от вас, греш­ных, в иной мир, т. е. поколею? Тогда герцогство с дол­гами явится для моих маститых родителей и Ма-Па (сестры, Марии Павловны.—А. Ч.) такою обузою, что они завопиют к небу».

Летние месяцы со времени окончания Чеховым уни­верситета его семья жила в усадьбах старинных, бар­ских, просторных. Своя оказалась совсем другой. На всем лежал отпечаток благоприобретенных, усадеб эпохи «оскудения». К «классическому» деревянному дому, вы­строенному в 40-х годах прошлого века, предыдущий хозяин, декоратор театра Лентовского Н. П. Сорохтин пристроил веранду с перилами, четырьмя колоннами, арками с зубчатым карнизом и деревянными грифонами на тумбах (на семейных чеховских фотографиях уже в первый год грифонов нет). Вековых аллей не было — деревья пришлось сажать самим. Имение вообще было больше хозяйственного уклона: в длинном перечне «ин­вентаря, поступившего при продаже», весь список зани­мают телеги, сохи, бороны, веялки, пахотные хомуты, и только в конце робко значатся «рояль, 2 зеркала, гардероб».

Игра в землевладельца, хозяина, очень занимает Чехова: его письма пестрят упоминаниями о сараях, ам­барах, парниках, лопатах, клевере, овсе, лошадях — конечно, с самоиронией: «Мамаша сегодня говела и ез­дила в церковь на собственной лошади; папаша вы­валился из саней — до того был стремителен бег коня!»

Усадьба была маленькой, лес — «розговой», пруд в несколько аршин после полутораверстного на Луке ка­зался игрушечным, речка Лисенка после многоводного Пела — ручейком. И все же Чехов получил то, о чем всегда мечтал. Усадьба для Чехова не только собствен­ный дом, независимое существование, природа — это тот образ жизни, который казался ему идеальным: в единстве природного и культурного, работы души и рабо­ты рук. Деятельной натуре писателя всегда не хватало физического труда — теперь его было в избытке.

Впервые он встречал раннюю весну не в городе. «Прилетели скворцы, везде журчит вода, на проталинах уже зеленеет трава ■[...]. Настроение покойное, созерца­тельное...» Мелиховские пейзажи многообразно отрази­лись в чеховской прозе.

Жили в Мелихове две собаки-таксы, подарок Лей­кина: длинный Бром Исаич, по прозванию «Царский вагон», и Хина Марковна, или «Рыжая корова». «Первый ловок и гибок, вежлив и чувствителен, вторая неуклюжа, толста, ленива и лукава. [...] Оба любят плакать от избытка чувств». С собаками хозяин любил разговари­вать и на общение времени не жалел: «— Хина Марков­на!.. Страдалица!.. Вам бы лечь в больницу!.. Вам-ба, там-ба, полегчало-ба-б!»

«Он был гостеприимен, как магнат» — начнет свою книгу «О Чехове» Корней Чуковский и приведет массу примеров, как Чехов всегда звал, приглашал к себе множество людей. Но с годами это стало уже и утомлять.

«Длинные, глупые разговоры, гости, просители [...] — одним словом, такой кавардак, что хоть из дому беги. Берут у меня взаймы и не отдают, временем моим не дорожат...» (23 декабря 1886). «Я ведь и из Москвы-то ушел от гостей» (8 декабря 1892).

Но и в Мелихове он получил не совсем то, что хотел: останавливались земские деятели, врачи, охотники, ноче­вали, задерживались. Да и сам Чехов по-прежнему при­глашает всех так энергично, точно и не жаловался ни­когда. В конце концов для уединения от собственных гостей был построен в саду небольшой флигель. В. нем была написана «Чайка». С нее началась «большая» драматургия Чехова.

 
 
Hosted by uCoz